![]() |
| |||||||
|
![]() |
| ||||||
Рекомендации к созданию рабочей программыУчебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение.
В соответствии с «Классификатором учебных изданий» учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо дисциплины, ее раздела, части.
Учебная программа – это, прежде всего, нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.
Как всякий образовательный проект, она проходит следующие этапы:
Основные характеристики учебной программы:
Функции программы:
1) описательная – излагается содержание учебного курса;
2) идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения школьника;
3) организационно-методическая – организует деятельность учителя (отбор материала, видов практических работ, форм и методов обучения, контроль и диагностика) и учебную деятельность учащихся (характер деятельности).
Виды учебных программ
Примерные (типовые) учебные программы разрабатываются на основе требований Государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Такая программа – результат кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы строятся на основе примерных программ и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Они могут исходить непосредственно из требований Государственного стандарта к образовательным областям. В отличие от примерной программы в ней описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся конкретного учебного учреждения.
Авторские учебные программы учитывают требования Государственного стандарта, но могут следовать иной логике построения учебного предмета в отличие от примерной программы, иметь собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, выражать свои точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Эти программы должны иметь внешние рецензии ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются экспертным советом. Авторские программы, получившие широкую общественную значимость в практике преподавания предмета и прошедшие экспертную оценку Экспертного совета Министерства образования и науки РФ, получают статус «Рекомендовано». Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).
Академические свободы учебного заведения проявляются в праве самостоятельно разрабатывать рабочие учебные программы. При их составлении учебное заведение может опираться на примерные учебные программы, конкретизируя их в соответствии с дидактическими требованиями. Рассмотрим ограничения и возможности учебного заведения в разработке учебной программы.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, которые могут быть отнесены к данной учебной дисциплине, содержащиеся во втором разделе Государственных требований, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине, поименованные в третьем разделе Государственных требований.
Следует особо отметить требования к уровню общей образованности выпускника среднего специального учебного заведения, которые могут быть успешно реализованы только в том случае, если будут отражены в том или ином виде в каждой учебной дисциплине.
Основными контрольными точками реализации стандарта содержания образования по дисциплине являются:
Какова степень самостоятельности у составителя учебной программы по дисциплине?
Остановимся на некоторых дидактических нормативах разработки и оформления рабочих учебных программ.
Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.
Рабочая программа должна содержать:
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |