Модуль 1. «Музыка моего края»
1.1 Наш край сегодня - 2 часа
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии).
Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры.
Театр, филармония, консерватория
Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края

Модуль 2. «Народное музыкальное творчество России»
2.2 На рубежах культур - 2 часа
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора
Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры

Модуль 3. «Русская классическая музыка»
3.1 Русский балет - 2 часа
Мировая слава русского балета.
Творчество композиторов, балетмейстеров, артистов балета
Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты)
3.2 История страны и народа в музыке русских композиторов - 1 час
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композитора Д. Шостаковича
3.3 Русская исполнительская школа - 2 часа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители).
Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе.
Конкурс имени П.И. Чайковского
Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фонои видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки

Модуль 4. «Жанры музыкального искусства»
4.1 Театральные жанры - 4 часа
Опера.
Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.
Массовые сцены.
Сольные номера главных героев.
Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Знакомство с отдельными номерами из известных опер; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль
4.2 Симфоническая музыка - 4 часа
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).
Симфония
Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; последующее составление рецензии на концерт

Модуль 5 «Музыка народов мира»
5.1 Музыкальный фольклор народов Азии и Африки - 3 часа
Африканская музыка – стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни людей
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;
вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки»

Модуль 6 «Европейская классическая музыка»
6.1 Музыка – зеркало эпохи - 2 часа
Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи.
Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Полифонический и гомофонногармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена
Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов

Модуль 7 «Духовная музыка»
7.1 Религиозные темы и образы в современной музыке - 3 часа
Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков.
Религиозная тематика в контексте современной культуры
Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами;
вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки

Модуль 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»
8.1 Музыка цифрового мира - 1 час
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники).
Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты).
Музыкальное творчество в условиях цифровой среды
Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярной современной песни;
вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа
8.2 Мюзикл - 2 часа
Особенности жанра.
Классика жанра – мюзиклы середины XX века.
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене
Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов
8.3 Традиции и новаторство в музыке - 2 часа
Джаз – основа популярной музыки XX века.
Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)
Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз); определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки

Модуль 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
9.1 Музыка кино и телевидения - 4 часа
Музыка в немом и звуковом кино.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.Шнитке и др.).
Внутрикадровая и закадровая музыка
Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма
