Методические рекомендации по предмету "Музыка"

 

Методические рекомендации по предмету "Музыка"

 

                В преподавании музыки как искусства, принципы общей дидактики играют свою роль, так как в них отражен богатый опыт обучения. Как известно, никакой учебно-воспитательный процесс немыслим без формирования известного объема знаний, умений и навыков. Однако, учитывая специфику предметов искусства, преподавание искусства в школе должно иметь свою художественную дидактику, то есть свои принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства. К сожалению, управленческий аппарат комитетов образования, директора и завучи школ часто анализируют уроки музыки с позиций общей педагогики, общей дидактики. А учителя музыки не умеют аргументированно отстоять принципы художественной дидактики. Поэтому назрела необходимость опубликовать методические рекомендации, которые составлены по текстам пояснительной записки программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского; текстам книг «Теория и методика музыкального образования детей», «Музыкальное образование в школе» под ред. Л.В. Школяр.

Методические рекомендации по предмету «Музыка»

  1. Музыка – это живое искусство и оно достойно иметь собственные принципы, собственную дидактику, методику, реально соответствующую образу урока музыки как урока искусства.

  2. Для предмета «Музыка» общедидактические принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой, вырождающейся в конце концов в догматические «правила педагогики», способные лишь формально «упорядочить» процесс обучения, но лишить его радости, эмоциональной наполненности и тем самым отнять у него самое главное – способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса.
  3. Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких-то результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени.
  4. Музыка и жизнь – это генеральная тема, сверхзадача школьных занятий, она должна пронизывать все занятия от первого до последнего класса. Не от музыки идти к человеку, а наоборот – все явления и факты музыки (ее форму) «выводить» из человека.
  5. Важнейшей особенностью программы «Музыка» является ее тематическое построение, которое создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки как единого целого. Подчинение всего материала урока его основной теме даст возможность учителю достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
  6. Творчески подходя к программам по музыке, учитель ни в коем случае не должен разрушать их тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ программ предмета «Музыка».
  7. Урок музыки должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Пусть учитель будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения урока. Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу анархии….
  8. Тематический принцип построения программ по музыке дает в руки учителя два преимущества: а) возможность свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем; б) учитель вооружается «тематическим компасом», который помогает ему ясно видеть направление занятий и горизонтально (на протяжении учебного года) и вертикально (на протяжении всех лет музыкального обучения и воспитания).
  9. Запомнить и полюбить в музыке (вообще в искусстве) можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано, поэтому для учеников не должно существовать никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки, требующих заучивания и многократных повторений. На протяжении всего урока безраздельно должно господствовать увлекательное искусство….
  10. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.
  11. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
  12. В педагогике бытует стереотип мышления: каждому возрастному периоду свойствен определенный уровень эмоционально-интеллектуального развития. Но уже доказано, что изначально в ребенке в потенции содержатся все атрибуты взрослого человека в полном объеме. Это обязывает к такому пониманию процесса обучения музыке, когда сложность опережает накопленный музыкальный и жизненный опыт детей, «вписываясь» в него каждый раз на новом уровне сложности. Музыкально-педагогическая практика без конца опрокидывает утверждения схоластической дидактики и педагогики о доступности тех или иных произведений. Сплошь и рядом считающаяся доступной для восприятия музыка не вызывает у детей особых эмоций, в то время как «недоступные» для маленьких школьников арии Сусанина, Кутузова; «Песня Сольвейг» и др. оказывают на них сильнейшее воздействие, заставляют переживать чувства героев как свои собственные, что и дает значительный толчок детскому музыкальному и духовному развитию. Дети называют такие глубокие, нравственные произведения самыми любимыми. Исследования последних лет показали, что детям начальной школы оказывается вполне доступной музыка ярких контрастов, глубоких содержательных обобщений, что их не нужно ограждать от диалектики реальной жизни, они заинтересованно относятся к категориям добра и зла, жизни и смерти, счастья и несчастья, любви и ненависти, войны и мира и т.д. Поэтому дети начинают размышлять о важных проблемах бытия. Конечно, это пока невозможно на понятийном уровне (здесь принцип доступности «срабатывает»), но это оказывается вполне возможным на уровне эмоционально-оценочном, непосредственно переживая каждую драму, трагедию как «несправедливость», а к ней дети очень чутки. Поэтому не должно музыкальное искусство принижаться «до возможностей ребенка», а наоборот – ребенок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).
  13. Нужно окружить школьников «аурой проблематики», где каждая проблема, по мере взросления школьников, будет усваиваться (а то и формулироваться самими детьми) на новом уровне. Обучение должно идти впереди развития, а не «плестись» в хвосте детского развития (Л.С. Выготский).
  14. Д.Б. Кабалевский ввел понятие «музыкальная грамотность». Музыкальная грамотность – это по сути дела музыкальная культура, и нельзя ее отождествлять, как это нередко делается, с музыкальной (нотной грамотой).
  15. Музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания мира, отличается от любой школьной науки. «Наука – опыт фактов, искусство – опыт человеческих отношений» (С.Х. Раппопорт). Эти способы познания различаются по своим целям, задачам и результатам познания.
  16. Знания, умения и навыки предмета «Музыка», по сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной характер! Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом и сердцем». Следовательно, установить четкие границы того, что должен воспринимать школьник, о чем знать, с какой интенсивностью переживать, как выражать свои эмоции, и выработать четкие критерии контроля за восприятием музыки практически невозможно.
  17. Если мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркнем: становление ребенка, школьника как творца, как художника(а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать….
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»