Уроки музыки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Еланская средняя ощеобразовательная школа

 

6 класс

 

Тематическое планирование

Модуль 1 «Музыка моего края»

1.1 Наш край сегодня - 2 часа

Современная музыкальная культура родного края.

Гимн республики, города (при наличии).

Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры.

Театр, филармония, консерватория

Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства;

вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам) творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края

Модуль 2 «Народное музыкальное творчество России»

2.1 Фольклорные жанры - 1 час 

Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец

Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио и видеозаписи; аутентичная манера исполнения; выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен

2.2 На рубежах культур - 2 часа 

Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.

Этнографические экспедиции и фестивали.

Современная жизнь фольклора

Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры

Модуль 3 «Русская классическая музыка»

3.1 Образы родной земли - 2 часа

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А.Гаврилина и других композиторов)

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования; выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений;

вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов

3.2 Русская исполнительская школа - 1 час 

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С.Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е.Мравинский и другие исполнители); консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе.

Конкурс имени П.И. Чайковского

Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки

3.3 Русская музыка – взгляд в будущее - 1 час 

Идея светомузыки.

Мистерии А.Н. Скрябина.

Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов)

Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства; слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России

3.4 История страны и народа в музыке русских композиторов - 2 часа 

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов)

Знакомство с шедеврами русской музыки XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов

3.5 Русский балет - 1 час 

Мировая слава русского балета.

Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета.

Дягилевские сезоны

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какоголибо балета (фрагменты)

Модуль 4 «Жанры музыкального искусства»

4.1 Театральные жанры - 1 час 

Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.

Массовые сцены.

Сольные номера главных героев.

Номерная структура и сквозное развитие сюжета.

Лейтмотивы.

Роль оркестра в музыкальном спектакле

Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор);

вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль

4.2 Камерная музыка - 1 час 

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ).

Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс).

Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма.

Куплетная форма

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;

вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд

4.3 Циклические формы и жанры - 1 час 

Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).

Принцип контраста.

Прелюдия и фуга.

Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития

Знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий тем в одной из классических сонат;

вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт

4.4 Симфоническая музыка - 2 часа 

Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).

Симфония

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения;

вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта; последующее составление рецензии на концерт

Модуль 5 «Музыка народов мира»

5.1 Музыкальный фольклор народов Европы - 2 часа 

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор.

Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)

5.1 Народная музыка американского континента - 2 часа 

Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова).

Смешение интонаций и ритмов различного происхождения

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков; разучивание и исполнение народных песен, танцев; индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции

Модуль 6 «Европейская классическая музыка»

6.1 Музыкальный образ - 3 часа 

Героические образы в музыке.

Лирический герой музыкального произведения.

Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов).

Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)  

Знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения; узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе)

Модуль 7 «Духовная музыка»

7.1 Храмовый синтез искусств - 2 часа 

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа).

Основные жанры, традиции.

Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.

Полифония в западной и русской духовной музыке

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства; исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя)

Модуль 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»

8.1 Молодежная музыкальная культура - 2 часа 

Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панкрок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие).

Авторская песня (Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.).

Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры)

Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры; разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений; дискуссия на тему «Современная музыка»;

вариативно: презентация альбома своей любимой группы

8.2 Музыка цифрового мира - 1 час 

Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники).

Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты).

Музыкальное творчество в условиях цифровой среды

Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств

8.3 Мюзикл - 1 час 

Особенности жанра.

Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера).

Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене

Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов

Модуль 9 «Связь музыки с другими видами искусства»

9.1 Музыка и живопись - 2 часа 

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства.

Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика.

Программная музыка

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;

вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера

9.2 Музыка кино и телевидения - 2 часа 

Музыка в немом и звуковом кино.

Внутрикадровая и закадровая музыка.

Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.)

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма;

вариативно: создание любительского музыкального фильма

Дата последнего обновления страницы 23.11.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»